РИА Недвижимость поговорила с вице-президентом Sminex по финансовым и юридическим вопросам Еленой Кульбиковой о том, что происходит на рынке элитной недвижимости в Москве. Делимся с вами самым интересным из интервью:
▪️ Первое полугодие Sminex закончил, по предварительным данным, с выручкой в ₽25 млрд, по итогам года ожидает выручку в ₽60-70 млрд, что будет на 50-75% большем, чем годом ранее. В стройке и проектировании у компании 900 тысяч кв м.
▪️ Годовую емкость рынка премиальной и элитной недвижимости компания оценивает более чем в 200 тысяч кв м – это сопоставимо с показателями 2023 года. При этом по итогам второго квартала стоимость московского элитного метра в продаже выросла на 5,5% – до ₽2,52 млн, а в сделках уменьшилась на 10,8% – до ₽1,77 млн.
▪️ Рынок площадок под застройку, с точки зрения компании, сейчас несколько перегрет за счет того, что многие компании из регионов «устремились на покорение Москвы». Кульбикова отмечает, что все аукционы в столице стали высококонкурентными, а ряд участков были куплены по оверпрайсу: "Время покажет, насколько грамотными были приобретения земли некоторыми компаниями. Мне же кажется, что часть таких амбициозных проектов выстрелит только при очень высокой инфляции".
▪️ В ситуации с перегретым рынком земли в Москве девелоперы с консервативными аппетитами к риску, скорее всего, будут смотреть прежде всего на M&A с покупкой другого застройщика как на возможность оптовой покупки площадок. Однако далеко не все компании себе могут это позволить – из из-за большого чека, и из-за сложности due diligence.
▪️ Если раньше в портфеле у Sminex были непрофильные активы, которые компания готова продать, то теперь их в целом не осталось.
▪️ Sminex с интересом смотрит на выпуск ЦФА, думает о дебютном размещении до конца года. По мнению Кульбиковой, это хороший инструмент для поддержки спроса на элитном рынке: поскольку здесь высокий чек, и далеко не все могут себе позволить купить квартиру сразу, то, используя ЦФА, обеспеченные квадратным метром, люди могут копить на приобретение самой недвижимости.
До половины молодых покупателей московского бизнес-класса – жители регионов
OCTOBER GROUP и компании «НДВ Супермаркет недвижимости»: в Москве молодые люди чаще приобретают новостройки бизнес-класса.
Отправляем ссылки на все новости Nedvigram по итогам дня.