После сокращения влияния льготных программ ипотеки рынок вторички начал расти. Так, в октябре было зарегистрировано на 20% больше договоров мены жилья, когда ДДУ по сути на том же уровне.

Но вряд ли видим начало тренда кардинального спроса на «вторичку». Девелоперы будут «выезжать» за счет нескольких факторов:

1. Все больше обещаний, что клиент получит не просто город-сад, а сад+, ну или ультима-сад. Людям нравится верить в эти истории, они кажутся им крайне приятными. Обратная логика поговорки «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Вот как раз клиенты помечтать о журавле, лапомойках, многочисленных диванах в местах общественного пользования очень даже хотят.

2. Как продолжение первого фактора — новый продукт. Девелоперы для привлечения клиента готовы поставить очень много диванов в лобби и убедительно рассказать, что это гораздо лучше, чем есть на вторичке. Главный тут вопрос — ожидание и реальность. Они часто не совпадают.

3. Риелторы. Эта компания будет всеми правдами и не правдами гнать людей в «лапы» девелоперов, а не продавцов «вторички». Проще, прозрачнее, работать меньше надо.

Поэтому говорить, что все пойдут и массово купят вторичку — нет такой возможности. Свежей вторички мало, а к старой вторичке сегодня готовы не все.