​ Издание «Новый проспект» попросило руководителей строительных компаний и экспертов подвести итоги года: цитируем главное.

Setl Group: В отличие от существенного роста цен в предыдущие годы, в 2023 году он был умеренным. Так, средняя цена «квадрата» в петербургских новостройках комфорт-класса выросла на 5%, до 217 тыс. рублей за квадратный метр к декабрю, высокого комфорт-класса — на 3% до 281 тыс. рублей за квадратный метр. Цены на новостройки в пригородной зоне за год не изменились и составили 146 тыс. рублей за «квадрат». Наибольший рост продемонстрировали проекты сегментов люкс (+12%, до 473 тыс. руб./м2) и элитном (+8%, до 540 тыс. руб./м2) в силу выхода на рынок новых жилых комплексов в премиальных локациях и значительного удорожания материалов для отделки.

Объем спроса в Петербурге и пригородах в 2023 году превзошел прогнозы экспертов и соответствует результатам 2021 года — 3,6 млн м2, что на 29% больше, чем в 2022 году. Продажи в первую очередь поддержала ипотека, а именно льготные программы. Доля ипотечных сделок — около 87% в структуре спроса за год. Из всех ипотечных сделок 55% — госпрограмма, 35% — семейная ипотека, которая значительно увеличила свою долю по сравнению с 2022 годом после изменения условий. Квартирография спроса в целом по итогам года соответствовала многолетним трендам: 69% в объеме продаж заняли студии и однокомнатные квартиры. При этом благодаря расширению условий семейной ипотеки стали более популярными двухкомнатные квартиры.

Влияние на рынок в 2024 году окажут следующие факторы: повышение суммы первого взноса до 30%, высокая ключевая ставка ЦБ, а также снижение размера кредита по госпрограммам до 6 млн рублей.

ГК Puzzle Realty: В сегменте элитной загородной недвижимости рост продаж на 30% по сравнению с 2022 годом. В уходящем году в этом сегменте снизился средний чек сделки, а также уменьшилась площадь приобретаемых объектов — до 200–350 м2. При этом вырос общий объем продаж земельных участков без обязательного строительного подряда. На эту тенденцию повлияла программа льготного ипотечного кредитования с возможностью привлечения займа до 12 млн рублей на строительство дома.

Девелоперы среагировали на эти тренды и начали активно предлагать различные финансовые продукты клиентам, хотя ранее практически не использовали их на загородном рынке. Доходит до того, что даже если у клиента есть полная сумма на приобретение домовладения, он всё равно использует кредитное плечо.

Кроме того, девелоперы стали снижать финансовую нагрузку на жителей поселков в части эксплуатационных платежей. Они перестали возводить на территории поселков трудоемкие в эксплуатации объекты инфраструктуры. Стандартным набором успешных проектов в сегментах бизнес+ и выше стали: открытые спортивная и детская площадки, въездная группа с охраной и управляющей компанией, асфальтированные дороги с освещением внутри поселков. Не исключено, что в следующем году загородный рынок будет испытывать определенный дефицит в качественном элитном сегменте.

В целом ближайшее будущее загородного рынка станут определять финансовые инструменты поддержки продаж, включая эскроу-счета, а также развитие унифицированных проектов в ответ на желание покупателей переезжать за город как можно быстрее. Индивидуальное проектирование домов станет нишевым продуктом и не будет столь популярно, как 5–7 лет назад.