Участники круглого стола «Фонтанки» обсуждали рынок сервисных апартаментов: прошлый год стал для него очень успешным, так как после низкой активности в 2022 году продажи юнитов выросли (особенно во втором полугодии). С одной стороны, инвесторы искали, куда вложить деньги, с другой же, возросший поток туристов в Петербург обеспечил объектам загрузку, собственникам — доходность, а самому рынку добавил оптимизма на 2024 год.

Но есть пока и сдерживающие факторы.

Делимся главным из сказанного и цитатами:

...спрос со стороны туристов очень высок и пока только растет. В низкий сезон туристов мало, что логично, поэтому апартаменты сдаются, по большей части, на долгий срок — от 2–3 месяцев. Мы работаем с корпоративным сегментом: предприятиями, вузами, организаторами мероприятий, да и с частными деловыми туристами и людьми в командировках тоже. Они обеспечивают загрузку в низкий сезон. Доходность собственников зависит от формата сдачи в аренду: комбинированная или краткосрочная. В первом случае апартаменты сдаются как в долгосрочную, так и в посуточную аренду. Во втором формате — только посуточно. В высокий сезон, когда спрос максимален, работают обе модели. В низкий сезон лучше работает первая модель. управляющая компания переключает апартаменты в управлении между двумя этими форматами, в зависимости от спроса. В конечном счете, УК зарабатывает только вместе с собственниками.

...Петербург постепенно снова становится одним из самых успешных в России центров притяжения для туристов. Даже без европейцев, с гостями из других стран и соотечественниками мы увидим рост цен на размещение в 2024 году процентов на 20. Заполняемость в прошлом году была в районе 80%, летом и в новогодние праздники достигала 100%. Также есть статистика, что в 2024 году многие компании выделили на 35% больше средств на бизнес-туризм, на поездки в городские отели. Во всем мире именно последние намного быстрее поднимают цены и развиваются, чем отели на море. Реально наступили времена, когда владеть номером в гостинице намного выгоднее, чем квартирой. Цены на краткосрочную аренду у нас в отелях на 20–30% выше, чем на аренду квартиры.

...по сравнению с 2022 годом 2023 год более успешный, и перспективы у апартаментов очень хорошие. приятно поразил энтузиазм управляющих компаний. Как только мы вышли на рынок с запросом на поиск крупного отельного оператора, мы получили активный отклик, а это хороший показатель. Финансовые обязательства наш партнер подписал, исходя из средней годовой заполняемости 80%. При обилии в Петербурге микро- и мини-отелей в роскошных местах, здесь не хватает средств размещения, куда можно приехать большой группой или организовать крупное мероприятие для корпоратива.

Если продажи апартаментов на текущий момент еще не догнали 21-й год, то как раз объем внутреннего туризма очень сильно обошел его показатели. Ряд цифр: в 2023 году в стране 75 миллионов человек куда-то выезжали, это примерно 0,5 поездок на душу населения. К 2030 году, по планам, эта цифра должна удвоиться. Только в январские праздники Петербург посетило миллион человек — это больше на 30%, чем годом ранее.