Наиболее очевидным вопросом является актуальность Генерального плана. Дело в том, что обосновывающие материалы к нему были подготовлены ГКУ «НИПЦ Генерального плана» еще в 2018 году. За прошедшие 5 лет было реализовано и инициировано множество проектов, в том числе не предусмотренных в проекте Генерального плана. Но главное, радикально изменились макроэкономические и геополитические условия развития Санкт-Петербурга, что, в частности, привело к нивелированию его роли как «Окна в Европу» и открыло новые возможности для градостроительного развития таких ранее «неприкосновенных» территорий как Морской порт Санкт-Петербурга.

Также вызывает обоснованные претензии экспертов полное отсутствие экономических расчетов затрат на реализацию Генерального плана и эффектов от роста дополнительных доходов бюджета за счет повышения капитализации и налоговой отдачи территорий.

Как уже было сказано, проект нового Генерального плана предусматривает значительное увеличение территорий, на которых возможно строительство многоквартирной жилой застройки. Новое строительство потребует значительных затрат из городского бюджета на обеспечение территорий объектами транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, отвлекая финансовые ресурсы от более актуальных инфраструктурных проектов, связанных с повышением качества сложившейся городской среды. В результате есть риск задержки темпов строительства метрополитена и внеуличного рельсового пассажирского транспорта, транспортно-пересадочных узлов, решения вопросов утилизации отходов, модернизация коммунальных систем, сохранения исторического центра Санкт-Петербурга и пр. При этом социально-экономический эффект от увеличения жилищного фонда и притока мигрантов в Санкт-Петербург экспертами оценивается неоднозначно. Ситуация усугубляется сохраняющимися в Генеральном плане экстенсивным развитием жилой застройки и моноцентричностью Санкт-Петербургской агломерации с доминированием радиальных маятниковых миграций.

В новом Генеральном плане отсутствует четкая стратегия сохранения исторического центра, преобразования территорий исторически сложившейся жилой застройки (реновация или комплексное развитие территории жилой застройки) и так называемого «Серого пояса» (редевелопмент или комплексное развитие территории нежилой застройки).

Но самой серьезной проблемой является то, что разработка Генерального плана велась в режиме «черного ящика» без консультаций и учета предложений горожан, ради которых и разрабатывается Генеральный план, и девелоперов, которые и являются основными акторами градостроительного развития.
Все это может привести к тому, что новый Генеральный план не станет экономически эффективным и реализуемым планом развития города, а также полноценным документом общественного согласия, определяющим стратегическое развитие территории Санкт-Петербурга на основе приоритета интересов горожан.